ДИСЛЕКСИЯ• ДИСГРАФИЯ •ДИСКАЛЬКУЛИЯ• СДВГ И СДВ• ЗПР• школьные трудности

Реабилитационно-развивающая программа "DyslexicHome"

Елена ДАНИЛОВА

Лицензированный методист Davis Dyslexia Association International
Член Davis Dyslexia Association International и Davis Learning Baltic Association
Магистр педагогических наук, клинический психолог
Автор научных статей и коррекционно-развивающих программ центра
Прошла очное обучение в Эстонии
Опыт работы более 3 000 часов

Айдос ӨЗБЕКБАЙ

Сертифицированный специалист по трудностям обучения Центра Дислексии
Дефектолог, инструктор по нейродинамической гимнастике, диагност
Автор переводов коррекционно-развивающих программ центра
Опыт работы более 1 000 часов

Балкен КУЗЕМБАЕВА

Сертифицированный специалист по трудностям обучения Центра Дислексии
Тренер-ментор по жизненно-важным навыкам Программы детского фонда ООН UNICEF в Казахстане, диагност.
Соавтор переводов коррекционно-развивающих программ центра.
Опыт работы более 1 000 часов

Это единственная в Казахстане программа комплексного подхода в работе с детьми с трудностями обучения, разработанная на русском и казахском языке.

Программа проходила апробацию в течение 2-х лет с 33 детьми с разным набором особенностей развития и разных возрастов. Программа показывает результативность и положительный эффект на развитие подобранных методик и структуры.Программу проводят сами разработчики Программы на русском и казахском языках. Ведущий автор Программы - Елена Данилова является единственным специалистом в Казахстане с действующей лицензией Davis Dyslexia Association International и автор научных исследований по работе с детьми с трудностями обучения.

Шаг 1. Пройти три этапа обследования, во время которого диагност выявляет причины дислексии, возможность соответствия Программы индивидуальным особенностям клиента и подбирает клиенту Программу согласно целей и результатов обследования.Подбираются даты прохождения Программы согласно графика центра и возможностей клиента. Шаг 2. Клиент проходит индивидуальную интенсивную Программу коррекции с тремя специалистамиодновременно.Шаг 3. После программы центр сопровождает и консультирует помощника, которого обучают в последние день работы с клиентом.

Подходы коучинга и нейролингвистической психологии -подходы через которые человек приходит к осознанию и решению своих трудностей самостоятельно.
Нейрогимнастика по Бернштейну – это метод подвижных игр и физических упражнений, направленный на развитие праксиса, системы планирования движения, с учетом поставленной цели.В основе нейрогимнастики лежит теория физиологии активности Н.А. Бернштейна: 5- уровневая система управления движением.
Теория Ортон-Гиллингем–это метод, который использует фонематическое восприятие и параллельное мультисенсорное обучение (запоминание и операции происходят успешнее если задействованы все сенсорные каналы – визуальный, аудиальный, тактильный и кинестетический).

Теория и подходы Р.Дейвиса – это понимании дислексии как следствия обладания визуальным, невербальным (так называемым интуитивным, мультисенсорным) мышлением,  причиной проблем с чтением и письмом является дезориентация,  которая приводит к тому, что дислексики не могут видеть текст и буквы по отдельности правильно.
Подходы развития жизненно-важных навыков для социальной и бытовой адаптации (элементы трудотерапии) –  комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий учащимся продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни. 

Основная концепция Программы заключается в создании условий для ребенка приближённой к обстановке домашнего уюта. Dyslexic Home - дом дислектика.



- понимание причин своих трудностей и знание способов их облегчения;

- улучшение психологического состояния ребенка;

- улучшение одного или нескольких академических навыков (улучшение письма, грамотности, чтения и/или понимания прочитанного, арифметических навыков);

- обладание навыками управления своим состоянием и поведением;

- повышение мотивации к обучению;

- улучшение бытовой ориентировки и повышение уровня ответственности за свою жизнедеятельность;

- развитие разговорной речи;

- другие положительные изменения.

Программа проходила апробацию в течение 2-х лет с 33 детьми с разным набором особенностей развития и разных возрастов. Программа показывает результативность и положительный эффект на развитие подобранных методик и структуры.Программу проводят сами разработчики Программы на русском и казахском языках. Ведущий автор Программы - Елена Данилова является единственным специалистом в Казахстане с действующей лицензией Davis Dyslexia Association International и автор научных исследований по работе с детьми с трудностями обучения.


 программа для разных возрастов и разных трудностей

от самых маленьких (5-6 лет) до 17 лет

Все программы выстраиваются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями восприятия наших клиентов. 

Концепция Программы проявляется в следующих пунктах

интерьер помещения для занятий

мини-квартира обставлена в домашнем стиле, все помещение разделено на зоны для определенных программной жизнедеятельности - игровая (для занятий по нейрогимнастике), учебная комната (для занятий по развитию академических навыков), гостиная (для занятий по отработке психологического состояния) и кухня (для занятий по социальной и бытовой ориентировке).

порядок поведения в доме диалектика

специалисты и клиенты имеют "домашнюю" одежду и обязательно переодеваются в нее во время "жизни в доме дислектика". Специалисты - гости и помощники - полную ответственность за порядок и поведение постепенно передаётся клиенту (например, перед тем как зайти специалист стучится в дверь "дома" и дверь открывает сам клиент). Каждая зона имеет свою "шкалу активности и эмоций" и специалист, и клиент стараются соответствовать этой "шкале".

распорядок программного дня

день начинается с посещения дома психологом, что помогает настроится на эффективный процесс и зарядится мотивацией - создает ситуацию утреннего общения с близкими людьми, далее приходит в гости специалист по трудностям обучения для отработки академических навыков - ситуация школьного или рабочего дня, после клиент занимается нейродинамической гимнастикой - ситуация веселых игр и занятий спортом после школьного дня. В конце дня приходит тренер по жизненно-важным навыкам - ситуация выполнения обязанностей по дому и общения с друзьями. У нас нет официальных перерывов, так как клиенту они не нужны, весь процесс является реабилитационно- развивающим, даже когда клиент встречает очередного гостя и проходит в другую зону "своего дома" - осуществляется процесс переключения и перенастройки своего состояния,

занятия для отработки психологического состояния и тренировки ментальных настроек

Ведущий специалист: психолог-методист-нейропсихолог

Основная цель: обретение и тренировка специальных ментальных настроек для облегчения трудностей, психологическое сопровождение ребенка в возникающих трудностях.

Применяемые упражнения: дыхательные упражнения, эмоциональный интеллект, нейролингвистика, психотерапия и другие соответсвующие возрасту и особенностям клиента. 

Корректируемые трудности: замешательство, напряженность, низкая самооценка, трудности контроля за собственным поведением, ответственность, низкая учебная мотивация, внимание и другие психологические трудности. 

Продолжительность: 90 минут в день, 21 час за весь период Программы.

Занятия по развитию академических навыков

Ведущий специалист: специалист по трудностям обучения-дефектолог

Основная цель: развитие основных академических навыков - письмо, чтение, математика - с которыми клиент имеет трудности путем использования подходов используемых для детей с дислектичным мышлением или мышлением СДВГ.

Применяемые упражнения: аналитико-синтетический подход к чтению, упражнения с активизацией всех каналов восприятия, визуализация и другие соответсвующие возрасту и особенностям клиента.

Корректируемые трудности: техническая и смысловая сторона чтения, техника и грамотность письма, математические навыки, разговорная речь.

Продолжительность: 60 минут в день, 14 часов за весь период Программы.

Занятия по нейродинамической гимнастике

Ведущий специалист: инструктор ЛФК

Основная цель: развитие крупной мотрики, работа с вестибулярным аппаратом, координацией и балансом.

Применяемые упражнения: нейродинамическая гимнастика, нейропсихологические игры, Логобатут, сенсорная интеграция, упражнения на тренировку вестибулярного аппарата.

Корректируемые трудности: координация, неуклюжесть, трудности с балансом, крупная моторика и другие трудности связанные с двигательным развитием клиента.

Продолжительность: 90 минут в день, 21 час за весь период Программы.

Занятия по Социальной и бытовой ориентировке

Ведущий специалист: специалист по трудностям обучения-тренер пожизненно-важным навыкам

Основная цель: развитие навыков установления порядка в физическом пространстве, установления порядка в общении, функциональной ответственности, самопределения, поиск зон развития талантов клиента.

Применяемые упражнения: проектные исследования, ролевые игры, упражнения из практики неформального образования, дебрифинг по принципу Колба. 

Корректируемые трудности: бытования ориентировка, социальная адаптация, зона творческого развития.

Продолжительность: 60 минут в день, 16 часов за весь период Программы.

Пример расписания одной индивидуальной Программы - 60 часов с ребенком и 15 часов с родителем.

Тип дня/последовательность дней001234567891012111213141516171819-252627-323334-Д
День обследованияххх
Консилиум по адаптации и коррекции плана
ххх
Программный день

хххххххххххххх
Выходной день

хххх
Заключительный день

х
Работа с помощником дома ххх
Постпрограммная встречаххх

Пример расписания одного программного дня - 4,5 часа (270 минут)

ВремяЗанятиеПродолжительность
09:00-10:30Занятия по отработке психологического состояния (Занятия типа П/P)90 минут
10:30-11:30Занятия по развитию академических навыков (Занятия типа А/А)60 минут
11:30-12:00Занятия по нейродинамической гимнастике (Занятия типа Д/D)30 минут
12:00-13:00Занятия по социальной и бытовой ориентировке (Занятия типа С/S)60 минут
13:00-13:30Встреча с родителями 30 минут

Для того, чтобы записаться на Программу в нашем центре необходимо пройти обследование для определения подходит ли Программа клиенту и какие причины лежат в основе трудностей.

Вопросы

Ответы на самые частые вопросы

Как записаться на обследование и программу?

Можно направить нам запрос через форму обратной связи на нашем сайте на главной странице, позвонить нашим администраторам по номеру +7 776 773 28 96 или написать на этот же номер через WhatsApp, если Вам не ответили сразу, не переживайте с Вами обязательно свяжутся. Администраторы ответят на ваши вопросы, подскажут время для записи на обследование и будут поддерживать с вами связь до момента захода на программу, после с Вами будет напрямую работать наш специалист.

Нужна ли дополнительная подготовка до программы?

Так как мы работаем с природным, так называемым "чистым" фоном мышления ребенка за 1-2 месяца до программы желательно прекратить или уменьшить дозу приема ноотропных медикаментов (только после консультации с лечащим врачем). Обязательно необходимо иметь на руках заключение глубинного обследования и скрининг обследования нашего центра со сроком давности не более 3-х месяцев.

Используете ли вы аппаратные методы коррекции?

В нашей Программе мы работаем с природными особенностями мышления клиента. Развиваем слабые стороны и используем сильные. Раскрываем заложенные таланты. Изменения происходящие с состоянием ребенка в режиме его природного функционирования и осознание этих изменений дают более устойчивые и значительные результаты. Психологически и физический комфорт, доверие, мотивация, ответственность и отношение к ребенку как к полноценной личность - ключ к успеху Программы.

Есть ли какие-то рекомендации, которые необходимо соблюдать во время прохождения реабилитационно-развивающей программы?

Да, есть. Во время программы желательно сократить дополнительную нагрузку на ребенка - секции, кружки, репетиторы. Допустимо посещение школы при возможности совмещения графика программы и графика школьных занятий (в случае отсутствия возможности совмещения - основные новые темы за этот период даются во время программы при взаимодействии с классным руководителем клиента и выдается справка для предоставления в учебное заведение). Не желательно совмещение сроков прохождения Программы нашего центра с другими коррекционными программами, так как может быть снижен эффект одного из курсов либо двух сразу. На занятия ребенок должен приходить сытым и выспавшимся (необходимо выстроить соответствующий график сна и питания), также при возникновении симптомов простудных или других острых заболеваний посещение приостанавливается и возобновляется после полного выздоровления. Следует строго соблюдать график начала и окончания занятий, так как пропущенные минуты и часы не переносятся и специалисты будут вынуждены сокращать упражнения, что может сказаться на эффективности Программы.

Мы прошли программу, а что дальше?

Программы рассчитаны на то, чтобы научить самого клиента справляться со своими трудностями. Но ребенку потребуется помощь в сохранении и улучшении результатов, поэтому мы подготавливаем помощника для дальнейшей работы дома, разрабатываем подробный отчет по процессу коррекции и рекомендациям поморнику и учебному заведению. В течение следующих мы сопровождаем клиента рекомендациями и пост-программными встречали с помощником (в общем 6 часов пост-программных встреч), после 6 месяцев или израсходованная 6 часов встречи не входят в стоимость Программы, за дополнительные часы оплачивается отдельно.

Сколько раз необходимо проходить программу и нужна ли будет дополнительная помощь других специалистов?

Все зависит от индивидуальных особенностей развития вашего ребенка. Некоторым детям достаточно одного 3-недельного курса и пост-программного сопровождения, другим детям могут понадобятся еще несколько курсов, так как могут возникнуть новые трудности на этапе взросления. Тогда будет проведено повторное обследование ребенка и составлена новая индивидуальная Программа. Рекомендуемый промежуток между курсами Программы - не менее 1 года. Что касается помощи других специалистов - также согласно индивидуальных особенностей вашего ребенка, например, если ваш ребенок имеет дополнительно РАС ему может понадобиться дальнейшее сопровождение тьютора или тераписта. Также, если у вашего ребенка есть пробелы в знаниях определенных тем по предметам, то восполнение этих знаний необходимо совершать с привлечением репетитора, так как наши специалисты не являются педагогами по тем или иным предметам.